Староалейский сельский совет
Администрация Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края

Прокуратура информирует: «Что нового в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации»

Автор: Помощник прокурора района Т...
Прокуратура информирует: «Что нового в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации».

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации – это ключевой документ в области борьбы с экстремизмом, устанавливающий основы государственной политики в данной сфере.

28 декабря 2024 года Указом Президента Российской Федерации №1124 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации» был признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года».

Стратегия была расширена в соответствии с современными угрозами в области экстремистской деятельности, а также стала бессрочной. Количество рассматриваемых пунктов Стратегии возросло с 46 до 72. Расширен список законодательных актов, в целях конкретизации которых разработана Стратегия.

Новая Стратегия учитывает и современные направления государственной политики, и действующее законодательство.

Также стратегия указывает о необходимости «консолидации усилий органов публичной власти, институтов гражданского общества (в том числе социально ориентированных и иных некоммерческих организаций)», что обязывает НКО включаться в работу по противодействию экстремизму на территории России.

Внесены изменения в определения основных понятий, используемых в документе.

Внесены изменения в определения основных понятий, используемых в документе, а именно в терминах радикализм», «проявления экстремизма (экстремистские проявления)». В том числе дополнено, что к проявлениям экстремизма относятся «общественно опасные противоправные действия, направленные на умышленное искажение истории, реабилитацию нацизма, а также иные публичные действия, направленные на разжигание ненависти».

Расширены «субъекты противодействия экстремизму» − теперь привлекаются органы прокуратуры РФ, органы, осуществляющие полномочия в сфере уголовного судопроизводства, институты гражданского общества, граждане.

Противодействие экстремизму теперь предполагает деятельность, направленную на прогнозирование и профилактику экстремистских проявлений, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и (или) ликвидацию их последствий, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению таких преступлений.

Также добавлены новые понятия:

ксенофобия – проявление ненависти, неприязни или нетерпимости в отношении определенных социальных групп и общностей людей, а также в отношении их отдельных представителей;

русофобия – неприязненное, предвзятое, враждебное отношение к гражданам России, русскому языку и культуре, традициям и истории России, выражающееся в том числе в агрессивных настроениях и действиях политических сил и их отдельных представителей, а также в дискриминационных действиях властей недружественных государств в отношении России;

финансирование экстремистской деятельности – оказание финансовых услуг либо предоставление или сбор денежных (в наличной или безналичной форме) или материальных средств с осознанием того, что они предназначены для финансирования экстремистской организации или экстремистского сообщества, подготовки или совершения хотя бы одного преступления экстремистской направленности либо для финансирования или материального обеспечения лица в целях совершения им такого преступления.

В раздел «Основные источники угроз экстремизма в современной России» были добавлены следующие изменения:

экстремизм, в том числе, создает угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единству и гражданскому единению, культурному развитию, политической и социальной стабильности;

отмечено стремление экстремистских организаций, в том числе действующих из-за рубежа, к консолидации усилий в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации;

к внешним экстремистским угрозам отнесли финансирование недружественными государствами и негосударственными образованиями экстремистской деятельности, а также инициирование «цветных революций», фальсификацию мировой истории, пересмотр взглядов на роль и место России в ней, противоправные посягательства на культурно-историческое наследие Российской Федерации, распространение экстремистской идеологии, способствующей радикализации общества и отдельных лиц. Отмечается повышение активности участия иностранных организаций в антироссийской экстремистской деятельности;

наиболее опасным проявлением экстремизма указан терроризм, причем росту экстремистских и террористических угроз в мире способствует распространение экстремистской идеологии (включая неонацизм и радикальный национализм), в том числе в информационном пространстве;

некоторые государства используют преступные организации в качестве средства ведения гибридных войн, достижения своекорыстных геополитических целей и создания обстановки «контролируемого хаоса» в отдельных регионах мира;

реальной угрозой для России является политика некоторых иностранных государств по искажению истории, фальсификации роли СССР во Второй мировой войне. Подобные действия способствуют росту потенциала нацистских и неонацистских группировок;

отмечаются угрозы широкого распространения идей неонацизма, усиления радикальных националистических вооруженных формирований, в том числе на Украине, поддерживаемых внешними силами, которые поощряют совершение на территории России преступных действий (в т. ч. совершение терактов). Риски, связанные с экстремизмом на Украине, распространяются на соседние страны и регионы. Укрепляются связи украинских неонацистов с транснациональными организованными преступными группами и международными террористическими организациями. Украинский кризис используется недружественными государствами для развязывания гибридных войн против Российской Федерации и разжигания агрессивных русофобских настроений в мире. В связи с этим одними из ключевых задач становятся ликвидация источника угроз экстремистского характера, исходящих с территории Украины, и предотвращение проникновения на российскую территорию представителей иностранных и международных экстремистских и неонацистских сообществ;

разжигание межнациональной розни в мире способствует росту террористических и экстремистских угроз для России, а также проникновение представителей иностранных и международных экстремистских сообществ, и террористических организаций на российскую территорию, в том числе с учетом расширения миграционных потоков и увеличения доли проживающих в России иностранных граждан, являющихся носителями экстремистских идей и взглядов; и др.

Раздел «Внутренние экстремистские угрозы» дополнен «социальными, экономическими, культурными, национальными, религиозными проблемами», которые могут быть использованы радикальными организациями и отдельными лицами для осуществления экстремистской и противоправной деятельности.

Угроза «межнациональные и территориальные противоречия и конфликты» была заменена «инспирированием сепаратистских проявлений на почве межэтнических конфликтов».

К числу опаснейших проявлений экстремизма отнесли «пропаганду непризнания законов и подзаконных актов, правовых процедур и органов власти Российской Федерации, а также оскорбление государственных символов, религиозных символов традиционных конфессий или надругательство над такими символами».

Отмечается, что для привлечения представителей различных слоев населения к участию в несогласованных публичных мероприятиях (в т. ч. протестах) применяются методы манипулирования общественным мнением и распространения недостоверной информации.

Упомянуты организации, использующие национальный (этнический) и религиозный факторы и создающие угрозы территориальной целостности России. Они стимулируют возникновение и обострение территориальных противоречий и конфликтов, направленных на отделение части территории РФ, распространяют идеи «деколонизации» России, содействуют проникновению представителей деструктивных сил в органы госвласти и местного самоуправления в целях проведения политики, способствующей реализации сепаратистских идей.

Серьезной угрозой общественной безопасности отмечено распространение экстремистской идеологии среди лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Важным примечанием является заявление о том, что «экстремистская деятельность маскируется под реализацию гуманитарных, образовательных, просветительских и религиозных проектов».

К задачам государственной политики в сфере противодействия экстремизму теперь относятся в том числе:

повышение эффективности государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму, представляющей собой мероприятия по сбору, анализу и оценке информации о развитии общественно-политических, социально-экономических и иных процессов, создающих условия для возникновения проявлений экстремизма;

организация основанного на традиционных российских духовно-нравственных ценностей информационного противодействия распространению экстремистской и иных деструктивных идеологий;

повышение уровня патриотизма населения России.

Отдельным пунктом вынесены направления в области образования и государственной молодежной политики в сфере противодействия экстремизму. Включает в себя 31 подпункт – от проведения мониторинга социальной обстановки в образовательных организациях до обучения руководителей и педагогических работников образовательных организаций навыкам реагирования на деструктивное поведение подростков.

Стратегия устанавливает основные этапы ее реализации, которая состоит из трех ступеней, а также освещает результаты реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.

Новый документ уточняет и актуализирует угрозы, связанные с экстремистской деятельностью, которые требуют особых мер по их предотвращению и нивелированию. Стратегия устанавливает обязанности органов власти в области законодательной деятельности, правоохранительной деятельности, государственной национальной политики, государственной миграционной политики, государственной информационной политики, образования и государственной молодежной политики, государственной культурной политики, международного сотрудничества, обеспечения участи институтов гражданского общества. Подчеркивается преступная сущность неонацизма и угроза влияния иностранных государств на разжигание конфликтов на территории России.

Специалисту важно быть в контексте государственной политики в области противодействия экстремизму и составлять профилактическую работу в соответствии с указанными угрозами, а также использовать упомянутые инструменты.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике